Переход на главнeю страницу  ресурса 'Славгород и Бизнес '
Реклама:  

  
 Главная
 О жизни города
 

Новости

Афиша

Статьи "На заметку"

История города

Справочная


Город в картинках

Город в лицах


Куда пойти учиться?

Где можно отдохнуть?

Магазины города

 Доски объявлений
 

Куплю (2)

Продам (29)

Сниму (0)

Сдам (0)

Знакомства (1)

Прочее (9)

Добавить объявление

  Бизнес информация
  и предложения
 

Статьи

Бизнес информация

Каталог товаров и услуг


Консультация аудитора

Консультация юриста

 Клуб знакомств
 Биржа труда
 

Вакансии (4)

Добавить вакансию

 

Резюме (4)

Добавить резюме

 Компьютеры и
 комплектующие
 Развлечения
 

Анекдоты (347)

Тосты (52)

 Каталог ссылок (16)
 Форум
 Чат
 Реклама на сайте
 Отзыв о сайте
 О нас

Проверка органами санэпиднадзора
Глава 8


Главная \ Помощник предпринимателя \Методическое указание для предпринимателей "ПРОВЕРКИ"


Деятельность органов санэпиднадзора направлена на обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду и закреплена Законом РФ №52-ФЗ от 30.03.99 г. "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения".

В соответствии со 41 названного закона "Сертификация отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии таких продукции, работ и услуг санитарным правилам".

Таким образом, еще до начала работы в сфере услуг и торговли, вы, в большинстве своем, сталкиваетесь с органами санэпиднадзора. Санитарные правила и нормы должны выполняться с особой тщательностью, как справедливо говорится в приведенной выше выдержке из закона, что ваша деятельность представляет потенциальную опасность для человека. Нарушения санитарных правил, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации - недопустимы.

В этом разделе мы рассмотрим полномочия органов Госкомсанэпиднадзора и возникшие на сегодняшний день противоречия в законодательстве.

Итак, в соответствии с п. 1 и 2 ст.50 Закона РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" №52-ФЗ от 30.03.99 г.

"1. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно - эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право::

проводить санитарно - эпидемиологические расследования;

беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно - эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий;:

проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;:

составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.

2. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно - эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

об устранении выявленных нарушений санитарных правил;

о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно - эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;:".

Как видите, Госкомсанэпиднадзор является одним из немногих проверяющих органов, имеющих право осуществлять проверки без каких бы то ни было официальных направлений. Для осуществления проверки, представителям этого органа достаточно предъявления служебного удостоверения. Кстати, Госкомсанэпиднадзор - это Федеральный орган, действующий на основании Федерального закона, ранг которого гораздо выше, нежели Постановление Главы администрации Белгородской области № 517 от 5.10.98. и поэтому не стоит требовать от его представителей приоритетного исполнения Постановления главы субъекта Федерации.

При выявлении нарушений санитарного законодательства представителем санэпиднадзора составляется протокол о нарушении санитарного законодательства в соответствии с "Инструкцией о порядке привлечения должностных лиц, граждан к административной ответственности и наложения штрафов:" утвержденной Приказом Госкомсанэпиднадзора России от 07.07.93 №61:

"В соответствии со ст. 234 КоАП РСФСР протокол является единственной формой документа, в котором фиксируется факт совершения лицом правонарушения.

Основанием для составления протокола служат акты, докладные, протоколы лабораторных и инструментальных исследований и прочие служебные документы, которые прилагаются к нему.

Протокол о санитарном правонарушении составляется на специальном бланке (форма N 001/у, утвержденная Приказом Госсанэпиднадзора России от 08.05.92 N 47). При отсутствии бланка протокол составляется с указанием обязательных реквизитов.

В протоколе о санитарном правонарушении указываются:

- дата и место составления;

- должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

- сведения о личности правонарушителя, сведения о юридическом лице;

- место, время совершения и существо санитарного правонарушения;

- статьи Законов, перечисленных в п. 1.3 настоящей инструкции, Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, иного нормативного правового акта, предусматривающего ответственность за данное правонарушение;

- фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются;

- объяснение нарушителя, представителя юридического лица;

- иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При заполнении бланка протокола о санитарном правонарушении, совершенном юридическим лицом, в обязательном порядке следует указать точное наименование юридического лица (предприятия, организации, учреждения), его адрес, банковские реквизиты.

Протокол подписывается лицом, его составившим, лицом, совершившим санитарное правонарушение или представителем юридического лица, при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, совершившего правонарушение, представителя юридического лица от подписания протокола в нем делается запись об этом, однако фиксация этого факта с указанием свидетелей не требуется".

Решение по факту нарушения принимается должностным лицом Госкомсанэпиднадзора, т.е. главным государственным санитарным врачом или его заместителем, которые в соответствии со ст.51, того же закона, наделены следующими полномочиями:

1) рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства;

2) предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства;

3) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно - эпидемиологические заключения, предусмотренные статьей 42 настоящего Федерального закона;

4) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки,

о: вызове в органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц для рассмотрения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства;

приведении в соответствие с осуществляемой ими деятельностью санитарно - эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 42 настоящего Федерального закона;

5) при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), выносить мотивированные постановления о приостановлении до устранения такого нарушения или о запрещении в случае невозможности его устранения::

эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;

разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции;

производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;:

7) за нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные постановления о::

в органы сертификации о приостановлении действия или об изъятии сертификатов соответствия продукции, работ и услуг в случаях установления несоответствия таких продукции, работ, услуг санитарным правилам;

в лицензионные органы о приостановлении действия лицензий на отдельные виды деятельности или об изъятии указанных лицензий в случаях установления нарушения санитарных правил при осуществлении таких видов деятельности;

работодателям о применении дисциплинарных взысканий к работникам, допустившим нарушение санитарных правил;

индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства".

В соответствии со ст. 55 Закона РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" №52-ФЗ от 30.03.99 г. "административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:

" 1) нарушение санитарно - эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта -

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

2) нарушение санитарно - эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно - технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства -

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда".

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

Если административное взыскание не наложено в указанные сроки, то виновное лицо за данное правонарушение к ответственности привлечено быть не может.

Постановление о наложении взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения. При обжаловании или опротестовании постановления оно подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения.

Не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.

Говоря о противоречиях в действующем законодательстве, мы имели ввиду утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора России N 14 от 30.12.94. "Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли", которые на момент их принятия соответствовали "Правилам продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров", утвержденным Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 08.10.93 N 995 и Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 5076-1 от 2.06.93. ныне утратившим силу и замененным новыми законодательными актами. В связи с этим, некоторые пункты "Санитарных правил" входят в противоречие с Постановлением правительства № 55 от 19.01.98. "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров:", а именно:

В п.3.1.5. "Санитарных правил" говорится, что "торговое предприятие обязано иметь лицензию на право продажи продуктов питания, выданную органами исполнительной власти. При этом ассортимент и объем реализуемых товаров должен быть предварительно согласован с центрами госсанэпиднадзора. Запрещается изменять утвержденный ассортимент реализуемой продукции без согласования с центрами госсанэпиднадзора".

1. На сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации отсутствует положение о лицензировании права продажи продуктов питания. Согласно ст.41 Закона РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" №52-ФЗ от 30.03.99 г. предусмотрена "сертификация отдельных видов продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии таких продукции, работ и услуг санитарным правилам.".

Об обязательной сертификации розничной торговли и услуг говорится и в Законе РФ №5151-1 от 10.06.93 (вред. От 31.07.98) "О сертификации продукции и услуг", и в Постановлении Правительства РФ № 55 от 19.01.98. "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров:", и в Постановлении Госстандарта от 23.02.98. №5. Следует помнить, что сертификация - это не лицензирование. Сертификат выдается органами Госстандарта, при этом учитывается соответствие санитарным и противопожарным нормам сертифицируемых работ и услуг. Полномочия этого органа мы рассмотрим ниже.

2. В соответствии с п.4. действующих "Правил торговли" (Постановление Правительства РФ №55 от 19.01.98.) "ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности". Самостоятельное определение ассортимента товара не означает невыполнение санитарных норм, о чем и говорится в 5 пункте "Правил торговли" - "Продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах".

В ближайшее время мы ожидаем приведения в соответствие с Законом РФ №52-ФЗ от 30.03.99 г. "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" нормативных актов Правительства РФ и Госсанэпиднадзора РФ. Надеемся, что в следующей редакции брошюры мы сообщим вам об изменении этих нормативных актов.


ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

21. Госкомсанэпиднадзор России не передаёт другим органам полномочия по составлению протокола о санитарных правонарушениях. А это означает, что налагать административные взыскания за нарушение санитарных правонарушений полномочны исключительно органы Госкомсанэпиднадзора. Таким образом, налагать взыскания за такие виды правонарушений, как, например, просроченный сертификат качества или его отсутствие, нарушение правил ведения санитарной книжки или её отсутствие полномочны исключительно органы Госкомсанэпиднадзора. Исключительно эти органы и никакие другие!



Права на издание и распространение данного пособия принадлежат НП "Гильдия Купцов и Промышленников"

  E-mail: admin@slavg.ru
test123