"Каждое лицо должно уплачивать законно установленные
налоги и сборы". - П.1, ст.3 Налогового кодекса РФ.
Налоги являются основным источником доходов государства.
Платить налоги нужно и полезно. Государство должно иметь возможность финансировать
оборону, образование, культуру, медицину, экологию и т.д. О суммах налогов
и эффективности их использования можно много спорить. Защита интересов
делового человека от неразумного налогообложения и расходования государственных
бюджетных средств возможна только путем изменения законодательства, налоговой
политики государства и уровня сознания его чиновников. С целью создания
благоприятных условий для становления и развития предпринимательства необходимо
объединять усилия всех "людей дела", участвовать в выборах и приводить
к власти здравомыслящих людей, понимающих, что государство - это, прежде
всего, общность людей на определенной территории, имеющая общие интересы
и ценности. Именно эти интересы и ценности должны быть общегосударственными.
А пока мы имеем то, что имеем, и поэтому должны
знать свои права и права государственных органов по отношению к представителям
малого и среднего бизнеса.
Итак, рассмотрим отношения: Предприниматель -
налоговый инспектор.
Статья 31 Налогового кодекса РФ и статья 7 Закона
РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР", предоставляют право государственным
налоговым инспекциям:
1. Требовать от налогоплательщика и иных обязанных
лиц документы по установленным государственными органами и органами местного
самоуправления формам, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов,
а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и
своевременность уплаты (сертификаты, санитарные книжки налоговый инспектор
проверять не уполномочен).
2. Проводить налоговые проверки:
- Камеральные - проводятся должностным лицом по
месту нахождения налогового органа без специального решения руководителя
в течение двух месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой
декларации;
- выездные - проводятся не чаще одного раза в год
в течение не более двух месяцев (в исключительных случаях до трех месяцев)
по месту нахождения налогоплательщика на основании решения руководителя
(его заместителя) налогового органа, с указанием конкретных вопросов проверки;
(Это означает, что проверки налоговой инспекцией
не могут проводиться кому как вздумается. Но на практике происходит именно
так. Кроме того, Министр РФ по налогам и сборам, своим Приказом от 31.03.99
№ ГБ-3-16/67 установил следующее: "При принятии решения о назначении выездной
налоговой проверки руководитель налогового органа (его заместитель) должен
учитывать следующие ограничения, установленные статьями 87 и 89 Налогового
кодекса Российской Федерации:
"а) не допускается назначение выездной налоговой
проверки организации (ее филиала или представительства) или индивидуального
предпринимателя по тем видам налогов, вопросы правильности исчисления,
уплаты, удержания и (или) перечисления которых были охвачены предыдущей
выездной налоговой проверкой соответствующей организации (ее филиала или
представительства) или индивидуального предпринимателя, со дня окончания
которой прошло менее одного года. При этом днем окончания предыдущей налоговой
проверки считается дата подписания акта указанной проверки лицами, ее проводившими:".
(Поэтому еще раз рекомендуем вести журнал учета проверок.)
- встречные - в связи с проверкой деятельности
другого налогоплательщика налоговым органом могут быть истребованы документы,
относящиеся к деятельности проверяемого;
- повторные выездные - проводятся только
в случае реорганизации или ликвидации организации или в порядке контроля
за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, вышестоящим
налоговым органом на основании мотивированного постановления.
Налоговой проверкой могут быть охвачены не более
чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших
году проведения проверки.
3. Изымать по акту при проведении налоговых
проверок документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений
и только в тех случаях, когда есть достаточные основания полагать, что
эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены".
Следует отметить, что изыматься могут только документы
и предметы, имеющие отношение к предмету проверки, и только на основании
мотивированного постановления должностного лица и в присутствии понятых
(ст.94 НК). Кроме того, Налоговым кодексом предусмотрена выемка не только
документов, но и предметов.
4. Вызывать на основании письменного уведомления
в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой
ими налогов.
- Приостанавливать операции по счетам лиц в банках
и налагать арест на имущество.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
обеспечиваются следующими способами: залогом, поручительством, пеней, приостановлением
операций по счетам в банке, наложением ареста на имущество.
Залог имущества или поручительство оформляются
договором между налоговым органом и соответственно залогодателем или
поручителем в соответствии с гражданским законодательством.
Безусловное приостановление операций по счетам
осуществляется банком на основании решения, принятого руководителем налогового
органа и действует до отмены этого решения, но не более трех месяцев в
календарном году.
Арест имущества производится на основании постановления
руководителя налогового или таможенного органа с санкции прокурора, при
этом должностные лица должны предъявить налогоплательщику решение руководителя,
санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.
Взыскание налога с организации производится
в бесспорном порядке (ст.45 НК РФ). При этом налоговыми органами совершаются
следующие действия:
- налогоплательщику направляется требование
об уплате, где указывается срок его исполнения;
- не позднее 10 дней по истечении данного срока
принимается решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени,
которое доводится до сведения налогоплательщика не позднее 5 дней после
его вынесения, после чего направляется в банк инкассовое поручение на списание
денежных средств
- при недостаточности или отсутствии денежных
средств налоговый орган вправе по решению руководителя (его заместителя)
обратить взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации
(юридического лица), исполнительные действия должны быть исполнены судебным
приставом в двухмесячный срок со дня поступления к нему постановления о
взыскании налога.
Взыскание налога с физических лиц производится
только в судебном порядке (ст.45 НК РФ). Исковое заявление о взыскании
может быть подано налоговыми органами только в течение шести месяцев по
истечении срока исполнения требования об уплате налога, при этом необходимо
помнить, что возможно взыскание и за счет имущества.(ст.48 НК РФ)
6. Осматривать (обследовать) любые помещения,
используемые налогоплательщиком для извлечения прибыли, проводить инвентаризацию
принадлежащего налогоплательщику имущества.
Осмотр осуществляется в ходе выездной налоговой
проверки с обязательным присутствием понятых и составлением протокола,
в необходимых случаях могут производиться фото- и киносъемка, видеозапись,
копирование документов и другие действия. Осмотру могут быть подвергнуты
документы и предметы, полученные в результате, например, истребования документов
или проведения встречной проверки.
Инвентаризация проводится во время выездной проверки
в порядке, утверждаемом Минфином РФ и Госналогслужбой РФ.
7. Определять суммы налогов расчетным путем, исходя
из дохода и иных данных аналогичных налогоплательщиков в случаях отказа
налогоплательщика, допустить должностных лиц к осмотру помещений, непредставления
налоговым органам необходимых для расчета налогов документов, отсутствия
учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета
с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить
налоги.
8. Требовать от налогоплательщиков и иных обязанных
лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах
и контролировать выполнение указанных требований.
- Взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени.
(Порядок взыскания приведен см. п.5)
- Предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки
по уплате санкций за налоговые правонарушения.
- Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение
платежных поручений налогоплательщиков и распоряжений налоговых органов
о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций за налоговые
правонарушения.
- Привлекать для проведения налогового контроля специалистов,
экспертов и переводчиков.
- Вызвать в качестве свидетелей лиц, которым могут
быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения
налогового контроля.
- Заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении
действия лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.
- Предъявлять иски в суды общей юрисдикции или арбитражные
суды.
Налоговые органы осуществляют также права, предусмотренные
иными федеральными законами, например:
В соответствии с положениями ст.6 Закона РФ
"О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов
с населением" налоговые органы обязаны налагать штрафы на предприятия и
на физических лиц за нарушение этого закона.
В данном случае необходимо помнить, что одной
из самых распространённых ошибок при работе на кассовых аппаратах является
выдача продавцом чека после того, как получены деньги и выдан товар. Рекомендуем
чек выдавать покупателю до передачи товара или вместе с ним, т.к. невыдача
чека влечёт штраф в размере 10 минимальных размеров оплат труда.
На практике имеют место случаи, когда налоговые
органы, установив Факт невыдачи чека продавцом, т.е. действие, за которое
предусмотрена ответственность частью 5 статьи 7 Закона "О применении контрольно-кассовых
машин ..." (штраф - 10 минимальных размеров оплат труда), сознательно применяют
положение части 1 этой же статьи (штраф - от 50 до 100 минимальных размеров
оплат труда). Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме от 30.09.1996
г. № 7 указал: "... в случае установления факта нарушения вышеуказанного
закона должна применяться та штрафная санкция, которая предусмотрена законом
за этот состав правонарушения ...". Это означает, что налоговая инспекция
обязана доказывать, что был совершен именно тот вид нарушений, в отношении
которого составлен акт. Сам по себе акт доказательством не является. Поэтому
налоговая инспекция обязана использовать свидетельские показания, ваши
объяснения и т.д. А как ранее было уже сказано, вы имеете право не давать
объяснений. Так что делайте выводы сами.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:
15. Доступ на территорию или в помещение
налогоплательщика должностных лиц, непосредственно осуществляющих налоговую
проверку, осуществляется при предъявлении ими двух документов - служебного
удостоверения и постановления руководителя о проведении проверки. Поручение
должно быть подписано руководителем налогового органа или его заместителем.
В нем должны быть указаны: наименование налогового органа, номер постановления
и дату его вынесения, наименование налогоплательщика (Ф.И.О. индивидуального
предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, у которого
назначается проверка, период финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика,
за который проводится проверка, вопросы проверки (виды налогов, по которым
проводится проверка), Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания)
лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных
органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов
(в случае привлечения этих лиц), подпись лица, вынесшего постановление,
с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.
Форма постановления приведена в приложении N 1
к Порядку назначения выездных налоговых проверок утвержденных Приказом
Министра РФ по налогам и сборам от 31.03.99 № ГБ-3-16/67.
Если хотя бы одно из требований не выполнено,
можно на совершенно законных основаниях отказаться предоставлять налоговикам
документы.
16. При проведении проверки обязательно
составляется акт по установленной форме со всеми приложениями, при этом
его копия немедленно, по завершению проверки, вручается проверяемому налогоплательщику.
Налогоплательщик вправе произвести запись о возражениях либо отказаться
от подписи и в двухнедельный срок представить в налоговый орган письменное
объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом.
В течение 14 дней руководитель налогового органа рассматривает акт и в
течение 10 дней с момента рассмотрения дела выносит Постановление в соответствии
со ст.101 НК РФ. Акт налогового органа может быть обжалован в вышестоящий
орган или суд в течение трех месяцев со дня получения постановления. После
вынесения постановления о привлечении налогоплательщика к ответственности
за совершение налогового правонарушения, в случае если налогоплательщик
(иное обязанное лицо) отказался добровольно уплатить соответствующую сумму
налоговой санкции или пропустил срок оплаты, указанный в требовании (см.
ниже), налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании
с данного лица налоговой санкции. Однако до обращения в суд налоговый орган
обязан предложить налогоплательщику (иному обязанному лицу) добровольно
уплатить сумму налоговой санкции, направив ему соответствующее требование.
Часто налоговые инспекторы при проверке тетради
учёта индивидуального предпринимателя требуют ежедневного выведения ассортиментного
остатка товара (т.е. требуют, чтобы предприниматель ежедневно указывал
в тетради остаток каждого вида товара). Эти требования необоснованны.
- В торговле всегда вёлся и ведётся суммарный
учёт товаров, а не количественный. Отчёт в торговле составляется с учётом
стоимости товаров, реализация выражается в денежном выражении (выручка)
(для этого у предприятий и индивидуальных предпринимателей, применяющих
ККМ, существует кассовая книга или кассовый журнал) и остаток выводится
в денежном выражении.
Для установления остатка в количественном выражении
проводится инвентаризация материальных ценностей, назначением которой и
является установление фактического наличия товара. Инвентаризация проводится
в порядке, установленном Минфином РФ.
Необходимо помнить,
что за налоговые правонарушения предусмотрены
различные виды ответственности. Например:
- незаконное воспрепятствование доступу должностного
лица налогового органа на территорию или в помещение налогоплательщика
влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. с налогоплательщика (налоговая
ответственность - ст.124 НК РФ) и одновременно накладывается административное
взыскание в виде штрафа в размере от 2,5 до 5 МРОТ на должностное лицо.(п.12
ст.7 Закона РСФСР "О Госналогслужбе".);
- непредставление налогоплательщиком налоговой декларации
влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога за каждый полный месяц
(ст.119 НК РФ), при этом за уклонение гражданина от уплаты налога в крупном
размере (более 200 МРОТ) путем непредставления налоговой декларации, предусмотрена
уголовная ответственность (ст.198 УК), за умышленное уклонение от уплаты
налога организацией к налоговой ответственности привлекается организация(ст.122
НК РФ), а соответствующее должностное лицо - к уголовной (ст.199 УК);
- за использование неисправной ККМ, Определением Конституционного
Суда РФ №29-О штраф снижен с 200 до 28,6 - 57,1 МРОТ;
- за отсутствие ценника на товарах определением Конституционного
Суда РФ №29-О штраф снижен с 100 до 14,3 - 28,6 МРОТ;
- за торговую деятельность после приостановления этой
деятельности по распоряжению налоговых органов 700 МРОТ;
Как видите, санкции за налоговые правонарушения не
маленькие. Поэтому рекомендуем не допускать подобных нарушений. Сэкономив
копейки на уклонении от налогов, можно потерять отнюдь не малые суммы на
штрафные санкции.
|