Наиболее трудно исправлять ошибки,
которые допускаются в первые минуты общения с представителями проверяющих
органов. И нередко именно эти ошибки, а не нарушения, влекут за собой серьёзные
последствия.
Кроме всего прочего, проверка - это общение
проверяющего и проверяемого. И сам проверяющий способен допускать ошибки,
причём такие, которые могут свести на нет результаты проверки. Поэтому
следует соблюдать рекомендуемые ниже правила.
Правило 1.
Встречайте проверяющего всегда с улыбкой. Это
психологически важно, т.к. проверяющий уже заранее настроен к проверяемому
негативно, а своим резким поведением вы можете спровоцировать усиление
негативной реакции с его стороны, по отношению лично к Вам.
Для поднятия настроения рекомендуем вспомнить
какой-нибудь анекдот на тему дня, например:
- Как зовут вашего налогового инспектора?
- Его не зовут, он сам приходит.
Правило 2.
При проверке (исключение составляет проверка органами
Госкомсанэпиднадзора) вы имеете право на ознакомление со специальным предписанием
(письмом) в котором указывается нормативно-правовой акт, являющийся основанием
для проведения проверки, цели, сроков и данных о должностном лице, уполномоченном
для ее проведения, или руководителе возглавляемой группы проверяющих, удостоверением
личности проверяющего, названием его учреждения, телефоном. Ваше право
подтверждено постановлением Главы администрации Белгородской Области №
517 от 5.10.98. которым утверждена приведенная ниже форма журнала.
В него рекомендуется записывать сведения о проверяющих. Это пригодится
впоследствии, т.к. иногда проверяющие составляют документы по результатам
проверки в одном экземпляре и вы можете забыть, кто вас проверял, и где
искать изъятые проверяющим документы.
ЖУРНАЛ УЧЕТА КОНТРОЛЬНЫХ ПРОВЕРОК И РЕВИЗИЙ
(НАИМЕНОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
И БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ)
ОБЛАСТИ ЗА______ГОД
N п\п |
Дата начала и конца проведения проверки, ревизии |
Наименование контрольного или правоохранительного органа, осуществляющего проверку, ревизию |
Основание для проведения проверки, ревизии (N приказа, распоряжения) |
Цель проверки, ревизии |
Ф.И.О. и должность проверяющих лиц |
Примечание |
Правило 3.
Результаты проведения проверки оформляются актом
установленной формы. При выявлении административных правонарушений составляется
протокол. Если вам предлагают дать объяснение, но вы не готовы это сделать,
вежливо откажитесь. За отказ от дачи объяснения ответственность не предусмотрена.
Если вы считаете, что действия проверяющего неправомерны, то отразите эти
обстоятельства в письменной форме с указанием даты, времени, поставьте
свою подпись. При подписании протокола (акта) следует указать, что к названному
документу вы прилагаете свои объяснения (в случае, если они написаны на
отдельном листе), при этом копия вашего заявления должна остаться у вас.
Если акт или протокол составляется в одном экземпляре, то не будет лишним
указать в нем, что Вам не вручена копия указанного документа. (Обязательное
вручение копии протокола предусмотрено статьей 236.1 КоАП РСФСР). Помните,
что все ваши слова, все ваши действия совершаются в неблагоприятной для
вас обстановке. Поэтому старайтесь принять меры по сокращению времени проведения
проверки. Например, вам вдруг стало плохо и вы требуете вызвать скорую
помощь. Одним словом, у вас есть смекалка. Нередко выигрыш во времени ведёт
к выигрышу в ситуации.
Помните:
а) Нет акта проверки или протокола - нет факта
правонарушения;
б) В случае, если дело по результатам проверки
рассматривается в суде по вашей инициативе, то данные вами письменные объяснения
в протоколе (акте) проверки принимаются во внимание судом, как доказательства
и зачастую позволяют выиграть дело.
Правило 4.
Не отказывайтесь от подписания документа.
Это действие не имеет существенного значения для результатов правовой оценки
проверки, но, зачастую, раздражает проверяющих. Рекомендуем подпись обязательно
сопровождать словами: "с актом не согласен" (в случае, если есть для этого
основания). В чём выражается это несогласие, вам в дальнейшем при необходимости
подскажут юрист или адвокат. А проверяющему лучше объяснить, что из-за
волнения сейчас вы не можете изложить свои доводы на бумаге.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:
1. Для работников всех контролирующих и правоохранительных
органов их права определены действующим законодательством, и выходить за
рамки Закона никто не имеет права.
Если для предпринимателей действует принцип: "Разрешено
всё, что не запрещено Законом", то для контролирующих органов - наоборот:
"Запрещено всё, что не разрешено Законом".
Именно этот принцип положен в основу ст.53 п.1
Арбитражно-процессуального кодекса РФ, который гласит:
"При рассмотрении споров о признании недействительными
актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов,
обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия
указанных актов, возлагается на орган, принявший акт". То есть, государственные
должностные лица обязаны доказывать правомерность принятия ими актов.
2. Не следует забывать заложенный в пункте 3 ст.49
Конституции РФ принцип - неустранимые сомнения в виновности лица толкуются
в пользу обвиняемого.
3. Статья 234 Кодекса об административных правонарушениях
РСФСР (далее КоАП) устанавливает, что в случае выявления административного
правонарушения составляется протокол уполномоченным на то должностным лицом,
либо представителем общественной организации. Это означает, что протокол,
составленный неправомочным лицом, не имеет юридической силы.
4. При осуществлении правосудия не допускается
использование доказательств, полученных с нарушением Федерального закона.
(Конституция РФ ст.50 п.2).
Данное положение закреплено пунктом 2 статьи 52
Арбитражно-процессуального кодекса РФ и частью 3 статьи 49 Гражданско-процессуального
кодекса РСФСР. Таким образом, при рассмотрении дела судом не должна проверяться
и оцениваться в качестве доказательственного материала противоправно собранная
информация.
|